Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии вызвало недовольство, а то и панику в Европе и среди некоторых сил в самой Сирии. Об этом свидетельствуют публикации в европейской прессе. В России отношение к сценарию Трампа позитивное, но к самой его реализации – скептическое. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя выразил сомнения по поводу вывода американских войск из Сирии. Он сказал, что нужно бы дождаться, чтобы не было сомнений. Постпред прав. Вашингтон заявлял в свое время и о выводе войск из Ирака, и из Афганистана, однако воз и поныне там.
Пресс-секретарь президента РФ Владимир Песков, комментируя заявление Трампа, отметил, что "нахождение американцев на сирийской земле не способствует целям выхода на политико-дипломатическое урегулирование". "Мы все знаем ситуацию в некоторых секторах Сирии, находящихся под контролем США, где и гуманитарная катастрофа, и происходит вооружение и перевооружение террористических группировок, где тренируются новые боевики, где местное население находится без возможности получать медицинскую помощь или просто покинуть этот район. Я имею в виду район, который прилегает к иордано-иракской границе", - напомнил Песков.
Пресс-секретарь главы российского государства дал понять, что США в Сирии не вели себя, как надежные партнеры, не следуя достигнутым договоренностям. В частности, Россия и Иран "услышали" позицию Израиля – иранцы отошли от границы на 100 километров, а войска США, которые в ответ на эти действия должны были покинуть оговорены районы Сирии, никуда не ушли.
"И потом мы знаем, что американцы все время откуда-то выходят и все время президенты США принимают такие решения... Они выходят уже много-много лет из Афганистана, в результате чего значительная часть территории этой страны находится под контролем "Талибана" (организация, запрещенная в РФ), мы знаем про увеличение площадей посевов мака, из которого потом делают наркотики, и которые потом плывут в сторону нашей страны, в сторону Западной Европы. Мы знаем нелегкую ситуацию в Ираке, где по-прежнему остаются американцы… поэтому давайте вместе подождем и посмотрим, покинут ли реально американцы территорию Сирийской Арабской Республики", - резюмировал Песков в передаче "Большая игра".
Однако большинство участников сирийских событий склонно считать, что Белый дом на этот раз может быть более последователен, чем в иных случаях. Очевидно, подобный настрой могла сформировать отставка министра обороны Джеймса Меттиса, в противовес Трампу считавшего, что войска из Сирии выводить нельзя.
Организация сирийских курдов "Сирийский демократический совет" бросилась за помощью в Париж. На переговорах с президентом Эмманюэлем Макроном они заявили, что террористическая группировка ИГИЛ (запрещена в России и других странах) вполне себе жива, хотя и изрядно потрепана. До сих пор курдам как-то помогали американские войска, к слову, к явному неудовольствию Турции. По итогам встречи Макрон обещал заместить американцев в этой конкретной роли.
Вслед за французским лидером официальный представитель МИД Натали Луазо подтвердила, что Париж сохранит военное присутствие в Сирии, невзирая на решение Вашингтона. В отличие от заокеанского союзника, Франция не считает завершенной борьбу с ИГИЛ. Луазо по ходу развила идею о большей самостоятельности Старого света, заявив, что любые решения Европа должна принимать самостоятельно, без постоянной оглядки на США – "у них свои приоритеты, у нас – свои".
В отличие от Франции другие страны Европы настроены не столь боевито. Просьб к Вашингтону пересмотреть решение пока нет, возможно, еще и потому, что нет самого решения на официальном уровне, но некоторая растерянность в высших слоях из различных публикаций ощущается.
В Старом свете доверия к заявлению Трампа больше. Здесь тоже главным косвенным доказательством того, что американские войска из Сирии будут выведены, считают отставку Меттиса – противника подобных действий. Однако почему-то не берется в расчет то, что причины его ухода могут связаны не только с этим, но с давними противоречиями с президентом. Иначе говоря, склонный к авторитаризму Трамп перестал терпеть министра, у которого на многие вещи был свой взгляд, отличный от его, трамповского. И противоречия эти глубинные.
Осведомленные источники отмечают, что у четырехзвездного генерала было глубже и обширнее образование, он воспитывался и рос в аристократической семье, почитавшей литературу, и что любимая книга Меттиса - "К самому себе" - свод философских дневников Марка Аврелия. Литературное образование Трампа, и в целом кругозор, или то, что он выставляет на публику, может вызвать разве что улыбку. Сам Меттис как-то заметил, что Трамп мыслит, как пятиклассник. Об этом стало известно президенту. Понятно, что такие слова хорошим отношениям способствовать не могут.
Расхождения Меттиса и Трампа проявлялись, конечно, и публично. Это различное отношение к проблеме Ирана, совместным учениям с партнерскими странами, военному присутствию США в других странах, в частности, той же Сирии, к пыткам военнопленных и пр. Очевидно, трещина, разделявшая Тармпа и Метисса изначально, оказалась непреодолимой, расширившись до крайности. Острого ума генерал понял это, и сыграл на опережение, подав в отставку. Президент не возражал. Меттис был демократом в рядах Республиканской партии, но не в той степени, чтобы быть одним из лидеров Демократической партии.
Таким образом, считать уход Меттиса только следствием сирийского вопроса не стоит. Тем более что это не первая и, похоже, далеко не последняя отставка в команде Трампа. Впрочем, это внутриамериканские дела, отставка отдельных чиновников на линию государства редко влияет. Сегодня вопрос сводится к тому, что же собственно будет, если Вашингтон все-таки выведет войска из Сирии?
Ответы в целом на поверхности. Следует ждать активизации экстремистских группировок, в первую очередь, ИГИЛ. И дело не в том, что американцы играли большую сдерживающую роль, а в их заинтересованности продемонстрировать неспособность других игроков сохранить стабильность в Сирии, добиться военного возвращения уже с большими правами и полномочиями. Попутно можно додавить европейцев в плане финансирования НАТО. Использовать ситуацию в Сирии в качестве козыря в других геополитических комбинациях. Наивно? Но политика США с приходом Трампа отмечена склонностью, пользуясь шахматной терминологией, к упрощению позиции.